В молитве Господней «Отче наш» мы выражаем нашу ежедневную нужду в хлебе насущном и такую же нужду в еже- дневном Божьем помиловании, говоря: «И прости нам долги наши…» на том основании, что и мы всё простили должникам нашим.
Если мы не выполняем этого Божьего порядка,— все наши молитвы о собственном прощении напрасны. Не прощая других, мы сами остаёмся непрощёнными Богом. Своим непрощением мы разрушаем мост, через который нам самим приходится переходить ежедневно. Не прощая брата, мы выносим смертный приговор брату, а Бог выносит смертный приговор нам.
Вы спросите: почему Бог так неумолим в этом вопросе? Потому что дух непрощения — не Божий Дух. Наше непрощение обнажает нашу же душу и показывает всем: кто мы?
Непрощающий человек обычно не имеет сознания и чувства собственной греховности и виновности перед Богом. Он не представляет себе, насколько ничтожна задолженность ближнего перед ним по сравнению с собственной задолженностью перед Богом. Наш ближний вряд ли способен нагрешить против нас столько за всю жизнь, сколько мы можем за- должать Богу за один короткий день.
Непрощающий показывает тем самым, что он сам никогда ещё не пережил Божьего оправдания; ибо только рожденный от Бога получил от Него новую способность любить и прощать.
Наша любовь к Богу измеряется нашим прощением ближнего. Если мы не прощаем, значит мы не любим.
Предлагая простить ближнего, Бог обращается к нашему разуму и логике: тот, кто согрешил против тебя — плохой? В твоих очах он презренный человек? А какой ты в очах Божьих, если сердце твоё захвачено злым чувством? Те раны, которые нанёс тебе брат,— ноют и кровоточат? А раны, которые ты причиняешь ежедневно Богу своим непрощением, неужели почитаешь ничтожными и не заслуживающими твоего внимания?
«Да,— оправдываешься ты,— уже не в первый раз он скверно поступает со мной, и я не могу дольше терпеть». А в который раз ты погрешаешь перед Богом? Ты возражаешь: «Он может, чего доброго, позволить себе то же самое в будущем!» А ты никогда уже не окажешься должником у Бога?
Какое блаженство иметь в душе неиссякаемый источник прощения. Какое великодушие простить того, кто меньше всего заслуживает и рассчитывает на наше чистосердечное прощение, чтобы Бог простил и нам наши бесчисленные согрешения.